Глава 1
IBM PC снаружи и изнутри

Оглавление

1.1. Внешний осмотр. Первые впечатления
1.2. Внутреннее (функциональное) строение компьютера
1.2.1. Долговременная память ПК. Магнитные диски. Общие сведения
1.2.2. Пятидюймовые дискеты (5,25", 130 мм)
1.2.3. Трехдюймовые дискеты (3,5", 90 мм)
1.3. Включаем компьютер. Что такое операционная система
1.4. Знакомство с клавиатурой. Назначение отдельных клавиш
1.4.1. Алфавитно-цифровая группа клавиш
1.4.2. Малая цифровая и дополнительная клавиатуры
1.4.3. Клавиши Scroll Lock и Pause/Break
1.4.4. Функциональные клавиши
1.4.5. Уменьшенная клавиатура компьютеров типа IBM PC


1.1. Внешний осмотр. Первые впечатления

Итак, у Вас на работе или дома появился компьютер. Неважно по какой причине Вы за него сели - производственные или иные нужды побудили Вас к этому. Важно совсем другое - с чего начать?

Разумеется, он уже опробован и проверен специалистами. В него уже заложено нечто не очень понятное под названием "программное обеспечение" с таинственной пока для Вас "операционной системой". Но все ушли, и Вы остались с ним один на один.

Давайте начнем с того, что осмотрим компьютер снаружи. Ближе всего к Вам находится легкая тонкая панель, на которой расположен целый набор разнообразных клавиш (в зависимости от типа компьютера их может быть от 83-х до 101-ой). Как Вы уже догадались - это клавиатура, с помощью которой Вы сможете объяснить компьютеру, что Вы от него хотите.

Кроме нее есть еще, по меньшей мере, два блока, из которых один очень похож на телевизор, а второй, с прямоугольным корпусом, обычно используется в качестве подставки для первого, хотя в некоторых моделях он может располагаться и рядом на столе или на полу.

"Телевизор" называется дисплеем и отличается от своего ближайшего родственника более высоким качеством изображения и специально принятыми мерами для снижения утомляемости зрения при длительной работе с компьютером. Дисплей служит для того, чтобы Вы могли не просто вводить что-то в компьютер вслепую, а вести с ним разговор, так как то, что Вы набираете на клавиатуре и то, что компьютер хочет сообщить Вам будет так или иначе отображаться на экране. То есть Вы можете без помощи посредника - оператора вести напрямую диалог с компьютером. Именно этот факт, сделавший компьютеры поистине персональными, и привел к их взрывной популярности. Выразим свою признательность молодым американцам Стиву Джобсу и Стиву Возняку, которые в 1976 году в гараже (!) создали первый персональный компьютер (ПК) и пойдем дальше.

При внимательном осмотре оставшегося блока (он называется системным) Вы обнаружите несколько кнопок, разъемов, одну или две узкие вертикальные или горизонтальные щели и что-то похожее на выключатель. Если Вы имеете дело именно с компьютером типа IBM PC, то рядом есть надписи "ON" и "OFF". Поскольку они аналогичны привычным "Вкл." и "Выкл.", то это действительно выключатель и его надо запомнить.

Из всех кнопок Вас пока должна интересовать только та, у которой написано "Reset" (Сброс). Эта кнопка позволяет вернуть к жизни компьютер, когда Вы довели его до состояния полной прострации и он перестал реагировать на любые команды с клавиатуры или из работавшей в нем программы. В таком случае говорят, что компьютер завис.

Бояться этого не надо. Надо только твердо запомнить, что в таких случаях вся информация, введенная в компьютер в интервале между последним запуском и данным моментом, безвозвратно исчезает и ее придется заносить туда заново.

Это иногда случается, но есть приемы работы (о них позднее), позволяющие уменьшить ущерб от таких ситуаций, поскольку в компьютере предусмотрена система долговременного хранения информации на магнитных дисках. В зависимости от исполнения они делятся на жесткие и гибкие (о них мы поговорим также потом). Для подключения последних (которые чаще называют дискетами, флоппи-дисками или флоппиками) к компьютеру и служат обнаруженные Вами щели на системном блоке, являющиеся приемными гнездами дисководов - устройств, позволяющих компьютеру прочитать записанную на дискетах информацию.

Кроме перечисленных блоков компьютер чаще всего комплектуется печатающим устройством (принтером) и "мышью" - специальным манипулятором, облегчающим в некоторых программах общение с ПК.

Все эти отдельные части, соединенные кабелями между собой и представляют один из вариантов конфигурации компьютера, на котором Вы приготовились работать.

Если Вы проявили достаточное любопытство при осмотре и были внимательны, то выключатели с надписями "ON" и "OFF" обнаружили также и на дисплее и на принтере.

А теперь запомните порядок их включения:

  1. Принтер (если он есть и будет нужен при работе).
  2. Дисплей.
  3. Компьютер (выключатель на системном блоке).

Выключать следует в обратной очереди. Для такого порядка есть весьма серьезные основания, в которые мы вдаваться не будем. Отметим лишь, что так Ваш компьютер проживет гораздо дольше и не причинит излишних хлопот. В последних моделях ПК такой порядок включения/выключения соблюдать не обязательно или все включается одной кнопкой, но если Вы в этом не уверены, то перестраховка здесь не повредит.

Кстати, обычно, такая сложная электронная техника выходит из строя как раз при операциях вкл./выкл. Поэтому, если Вы планируете в течении дня еще не раз возвращаться к работе с ПК, лучше не выключайте его в промежутках, так как экономя на электроэнергии Вы рискуете потерять во много раз больше на ремонте.

Теперь, когда внешний осмотр завершен, настала пора выяснить, а что же будет после того как Вы его включите? Для этого попробуем заглянуть внутрь - мысленно, конечно.

Наверх


1.2. Внутреннее (функциональное) строение компьютера

С точки зрения выполняемых функций ПК можно разделить на четыре основных части:

  1. Блок центрального процессора.
  2. Память.
  3. Устройства ввода.
  4. Устройства вывода информации.

Последние часто упоминаются под общим названием - устройства ввода/вывода.

К стандартным устройствам ввода относятся клавиатура и дисководы.

Стандартные устройства вывода включают дисплей и также дисководы. Принтер, хотя тоже предназначен для вывода информации, относится к так называемым периферийным устройствам.

Есть еще и другие, нестандартные, то есть, не входящие в базовый комплект ПК, устройства ввода/вывода. Но пока мы их касаться не будем.

Основой компьютера или, если хотите - его мозгом, является блок центрального процессора. Это большая микросхема, которая объединяет блок управления и арифметико-логическое устройство.

Арифметико-логическое устройство - это главный вычислитель компьютера. Оно выполняет наиболее важные арифметические и логические операции с данными - сложение, вычитание, умножение, деление, сравнения чисел - "больше", "меньше", "равно", "не равно".

Блок управления - это своеобразный хозяин ПК. Он руководит всей скрытой от нас работой: принимает информацию, вводимую с клавиатуры или с дисков, выводит информацию на экран дисплея или на диски, управляет работой вычислителя, осуществляет обмен информацией с памятью, управляет работой устройств ввода/вывода и всеми другими устройствами, подключенными в данный момент к ПК.

Чтобы процессор быстро работал с данными, он должен иметь возможность свободного и быстрого доступа к ним. Для этого информация, поступающая в ПК с устройств ввода/вывода помещается в специальный отдел системного блока, который называется Оперативной Памятью (ОП). На английском языке это название звучит несколько иначе -"память произвольного доступа" (Random Access Memory, RAM). Здесь же хранится и программа, введенная Вами с клавиатуры или с магнитных дисков и управляющая работой ПК в данное время.

Память ПК сделана на специальных микросхемах, в которых информация хранится в виде электрических зарядов. Есть заряд в ячейке микросхемы - значит 1,нет заряда - 0. Таким образом информация хранится в виде двух вариантов ответа на один вопрос (например, есть у Вас дети - да (1) или нет (0); включен/не включен принтер; нажата/не нажата клавиша на клавиатуре и т.д.). Это и есть единица измерения информации, равная 1 биту, а такой способ ее представления называется двоичным.

Восемь битов составляют еще одну единицу - байт. Поскольку ПК работает с двумя состояниями, то числа удобно сортировать по двойкам, точнее по степеням двойки, а восемь - это два в кубе. Если информации много, то используется килобайт. Как Вы знаете, приставка "кило" означает - тысяча, но из-за использования сортировки по целым степеням двойки получается, что 1 Кбайт = 1024 байт, а не 1000 байт. Следующая единица измерения информации называется мегабайтом, причем и здесь 1 Мбайт = 1024 Кбайт и т.д.

Память разбивается на группы из восьми однобитовых ячеек. Каждая такая группа называется ячейкой памяти и имеет свой собственный номер, начиная с нуля. Номер ячейки называется адресом и используется для обращения к ней. Так как номер это число, то с ним также как и с другими данными возможны арифметические и логические операции вычислителя.

Для того, чтобы лучше представить себе эти единицы подсчитаем сколько байтов занимает страница машинописного текста.

Пусть в каждой строке 60 знаков, а на странице 50 строк.

Так как каждый знак можно задать одним байтом (8 бит), то одна страница занимает в памяти ПК или на диске 60 x 50 = 3000 байт.

Для измерения скорости передачи информации используется единица, называемая бодом (1 бод = 1 бит/с). Следовательно, если скорость передачи данных, например, 3600 бод, то одна страница текста передастся за 3000/3600 = 0,83 с.

Электронная форма хранения информации очень уязвима. Если по какой-либо причине скакнуло или пропало напряжение, оперативная память очищается и все находящиеся в ней данные исчезают. Но это плата за высокое быстродействие ПК.

Кроме оперативной памяти в ПК имеется еще так называемая постоянная память, или Постоянное Запоминающее Устройство (ПЗУ). Его основное отличие от ОП в том, что информация хранится уже не в виде электрических зарядов и не исчезает при выключении ПК. В ПЗУ заносятся те наборы команд (программы) для ПК, которые позволяют компьютеру знать что делать сразу после включения, когда он еще не получил извне ни бита информации.

Наверх


1.2.1. Долговременная память ПК. Магнитные диски. Общие сведения

Дисководы с жесткими и гибкими дисками имеют у нас довольно длинное и не очень удобное название - Накопители на Жестких (Гибких) Магнитных Дисках, то есть НЖМД и НГМД. Видимо поэтому в ходу более короткие имена. Если Вы услышали "винчестер", то речь идет не об известном огнестрельном оружии из вестернов, а о жестком диске. Когда же говорят просто "дисковод", то это устройство для работы с гибкими дисками.

Как бы оба они не назывались, цель их существования одна и та же -ввод/вывод информации из ПК и долговременное хранение ее на дисках (жестких или гибких).

Что же представляют собой диски? Фактически на них реализован тот же принцип хранения информации, что и на хорошо известных Вам магнитофонных лентах. То есть на подложку нанесен слой вещества, способного намагничиваться и сохранять это состояние достаточно долго. Но если на магнитофонных лентах намагниченность изменяется плавно, в зависимости от интенсивности записанного сигнала, то на дисках информация, как и в памяти ПК, записывается в двоичном коде -есть сигнал, нет сигнала. Такую запись еще называют цифровой.

Применение цифровой формы в звуко- и видеозаписывающей аппаратуре позволило очень сильно улучшить качество воспроизведения записи, поскольку резко снизилось влияние внешних помех. Важным стало лишь наличие или отсутствие сигнала, а не его интенсивность. Но это мы опять отвлеклись.

Итак, чем же все таки магнитные диски отличаются от магнитных же лент кроме формы, раз принцип записи информации одинаков? Оказывается все дело именно в форме. Для поиска нужной записи на магнитной ленте надо перемотать все предыдущие ее участки, то есть магнитная головка перемещается последовательно, ничего не пропуская. Форма же магнитного диска позволяет перемещать магнитную головку по радиусу, одновременно вращая диск вокруг оси, проходящей через его центр. А если еще учесть, что магнитные дорожки представляют собой не спираль, как на патефонных пластинках, а набор концентрических окружностей, то выигрыш во времени и удобстве доступа к записанной информации очевиден.

Если в такой системе при записи запоминать на какую дорожку записана информация и сделать так, чтобы магнитная головка могла передвигаться скачками, то при считывании можно ее точно поставить на нужную дорожку, минуя другие. Эти дорожки еще называют треками (от англ. track).

Магнитный слой можно нанести на обе стороны диска и поставить две магнитные головки. Тогда диск называется двухсторонним. Разметка дорожек также становится двухсторонней, а совокупности этих дорожек на разных сторонах диска называются цилиндрами.

На одну дорожку можно записать много информации, поэтому каждая дорожка дополнительно еще разбивается на секторы. На один сектор можно записать 128, 256, 512 или 1024 байт информации. Чаще используется размер сектора в 512 байт.

Количество дорожек может быть различным и определяется размерами диска, качеством его изготовления и конструкцией дисковода. В настоящее время для ПК типа IBM PC приняты два стандарта гибких дисков: пятидюймовые (точнее 5,25") и трехдюймовые (3,5"). Дискеты отечественного изготовления обычно обозначаются иначе - 130 мм (5,25") и 90 мм (3,5").В зависимости от ширины магнитной головки дисководы для пятидюймовых дискет могут быть 40 или 80 трековые, то есть при разметке на них дискет получается 40 или 80 дорожек. Для трехдюймовых дискет этих дорожек всегда 80, то есть трехдюймовые дисководы 80-ти трековые.

При одинаковом размере секторов их количество на дорожке зависит от скорости передачи данных от ПК к дисководу и качества изготовления дискеты, поскольку скорость вращения диска постоянна и равна 300 об/мин. Количество секторов обычно берется 8, 9 или 10 (в некоторых специальных случаях их может быть 11, 15 и т.д.).

Качество изготовления дисков влияет на минимальный размер области, которую можно надежно намагнитить. Чем она меньше, тем больше информации можно записать на диск.

На импортных дискетах сведения о них указывается в следующем виде:
  DS (от англ. Double Side    - двухсторонний),
  DD (от англ. Double Density - двойная плотность),
  QD (от англ. Quadra Density - учетверенная плотность),
  HD (от англ. High Density   - высокая плотность).

Эти обозначения соответствуют емкости дискет:

  DS DD (5,25") - 360 Кбайт,  40 дорожек,  8 секторов.
  DS QD (5,25") - 720 Кбайт,  80 дорожек,  9 секторов.
  DS HD (5,25") - 1,2 Мбайт,  80 дорожек, 10 секторов.
  DS QD (3,5")  - 720 Кбайт,  80 дорожек,  9 секторов.
  DS HD (3,5")  - 1,44 Мбайт, 80 дорожек, 15 секторов.

Дискеты отечественного производства маркируются иначе. Например, дискета, аналогичная DS QD (5,25"), обозначается следующим образом:

ГМД-130, двойная плотность, 2x80.

Все описанное выше для гибких дисков справедливо и для жестких. Последние отличаются от гибких тем, что магнитный слой нанесен не на гибкую (пластиковую) подложку, а на твердые алюминиевые диски. Этих дисков, обычно, несколько. Они все двухсторонние. Имеют общую ось вращения. Каждый обслуживается парой магнитных головок (по одной на сторону). За счет конструктивных решений, герметичного корпуса и специально подобранной газовой среды жесткие диски имеют более высокую, чем гибкие скорость вращения. Все это вместе взятое позволяет изготавливать накопители на жестких дисках емкостью от 5 до 100 и более Мбайт.

Наверх


1.2.2. Пятидюймовые дискеты (5,25", 130 мм)

Чтобы Вы могли успешно работать на ПК этой информации о дискетах еще недостаточно. Посмотрите на рис.1 (доставать свою дискету из ее конверта пока не надо). На нем изображена стандартная пятидюймовая дискета.

То, что Вы видите квадрат, а речь идет о диске, объясняется тем, что сама дискета, являясь очень нежным созданием, спрятана внутрь упругого пластикового футляра.

В центре этого футляра проделано большое круглое отверстие для установки дискеты на вал двигателя, который приводит ее во вращение. Под этим отверстием есть еще одна овальная прорезь, сквозь которую хорошо видно поверхность самой дискеты. Точно такая же прорезь есть и с противоположной стороны конверта. А теперь твердо запомните, раз и навсегда -ни в коем случае, ничем и никогда не прикасайтесь к этому месту на дискете! Магнитный слой, нанесенный на подложку, настолько тонкий, что Вы можете его повредить даже пальцами и тогда не помогут никакие суперсовременные средства и записанная на этом участке информация будет для Вас потеряна навсегда.

Чтобы этого не случалось или случалось как можно реже руководствуйтесь очень простым правилом:

Правило 1.
Пятидюймовая дискета всегда должна находиться в конверте.

Продолжим изучение рисунка. Справа вверху, там где непосредственно дискета (она же круглая) отсутствует, есть еще одна квадратная прорезь в футляре. Не смотря на свою внешне незначительность - это очень полезная вещь. Она предназначена для защиты информации на дискете от случайного стирания. Если эта прорезь закрыта (липкой непрозрачной лентой), то на такую дискету ничего записать ,а значит и стереть, нельзя. Это предусмотрено конструкцией дисковода. Открытая же прорезь разрешает запись информации. По английски она называется "write protect"-запрет записи.

Рис.1. Дискета 5,25"

Рис.2. Дискета 3,5"

Есть еще одна маленькая круглая прорезь справа от большого центрального отверстия. Возможно Вам никогда не понадобится знать для чего она. Но для полноты картины отметьте, что с помощью нее ПК определяет вставлена ли дискета в дисковод и вращается ли она.

Теперь, когда Вы во всеоружии, можете смело достать свою дискету из конверта и сравнить - насколько только что прочитанное соответствует действительности.

Наверх


1.2.3. Трехдюймовые дискеты (3,5", 90 мм)

Внешний вид этой дискеты показан на рис.2. Обратите внимание, по сравнению с пятидюймовой, здесь уже не надо заботиться о наличии клейкой ленты, чтобы защитить свою информацию. Изготовители позаботились об этом заранее. Трехдюймовая дискета имеет в правом нижнем углу специальную шторку. Если она закрыта, то запись и стирание разрешены. Открытая шторка не позволит ПК изменить содержимое дискеты (ВНИМАНИЕ - принцип зашиты от стирания здесь обратный, чем на пятидюймовых дискетах (!)). Чтобы запись (или стирание) не произошли случайно запомните второе правило:

Правило 2
ШТОРКА на трехдюймовой дискете всегда должна быть ОТКРЫТА

 

При необходимости или Вы сами заранее откроете шторку или ПК попросит Вас это сделать.

В центре дискеты находится гнездо для подсоединения ее к валу двигателя (оно тоже не сквозное).

Другое принципиальное отличие этих дискет от пятидюймовых Вы, видимо, уже заметили. Здесь нигде нет свободного доступа к незащищенной поверхности магнитного слоя, нанесенного на подложку. Окно для доступа магнитной головки к дискете открывается только при ее помещении в приемное гнездо дисковода.

А если еще учесть, что такие дискеты помещены в твердый пластмассовый футляр, в полтора раза меньше в диаметре при такой же или большей емкости, чем пятидюймовые, то их преимущества очевидны. Правда стоят они дороже пятидюймовых, но информация, которую на них легче сохранить стоит еще больше.

К тому же стоимость трехдюймовых дискет постоянно снижается, правда не у нас. Но, в любом случае, выбор за Вами.

Теперь, по логике вещей, надлежало бы рассмотреть порядок записи (расположение) информации на магнитных дисках. Но для этого неплохо сначала разобраться - а откуда, собственно, ПК знает, что ему надо делать, и каким образом он понимает Вас.

Для этого познакомимся с операционной системой, без которой любой компьютер - лишь груда бесполезных радио- и не радиодеталей.

Наверх


1.3. Включаем компьютер. Что такое операционная система

Как мы с Вами условились в самом начале, Ваш ПК уже установлен специалистами и в него заложено необходимое программное обеспечение вместе с уже упоминавшейся операционной системой (ОС).

Примите пока эти слова не веру. Мы как раз подошли к тому, чтобы во всем этом разобраться. Для этого посмотрим сначала работу операционной системы в действии.

Если в Вашем компьютере нет винчестера (надеюсь, этот термин уже понятен), то среди комплекта поставки ПК, наверняка, есть так называемая "системная дискета". Приготовьте ее и, предваряя включение ПК, сделайте следующее.

Допустим, винчестер у Вашего ПК есть. Тогда Вы открываете замок дисковода (или обоих, если их два), то есть переводите флажок в горизонтальное положение или отжимаете кнопку (для 3-х дюймового дисковода). Этими действиями Вы дадите процессору понять, что он должен на начальном этапе использовать жесткий диск.

В случае отсутствия винчестера повторите действия предыдущего абзаца, вставьте до легкого щелчка в дисковод (верхний или левый, если их два) приготовленную системную дискету и закройте замок именно и только этого (!) дисковода. Причем, пятидюймовая дискета должна вставляться так, чтобы прорезь "запрет записи" находилась в левом ближнем к Вам углу дискеты. Трехдюймовая дискета имеет направляющие и неправильно встать не сможет (конечно, если Вы не примените силу).

Итак, наступает решающий момент - Вы включаете свой ПК! Если Вы полностью доверяете себе, то убедитесь, что сетевые шнуры вставлены в розетки электросети (лучше - через специальный стабилизатор, но подойдет и телевизионный) и в нужной последовательности переведите все выключатели ПК в положение "ON" (то есть "Вкл").

В случае малейшего сомнения, переверните назад несколько страниц и уточните порядок включения еще раз.

Но вот, Вы решились - ПК включен...

Поскольку теперь от Вас уже ничего не зависит, садитесь поудобнее и давайте понаблюдаем за происходящим.

Сразу по включении питания внутри ПК начинается невидимая для нас работа. На экране дисплея появляются надписи на английском языке, затем начинают быстро мелькать цифры и через некоторое время (оно разное для разных моделей ПК) загорается огонек на дисководе (верхнем или левом, если их два). Если он открыт, огонек спустя 1 - 2 секунды гаснет и Вы слышите легкое пощелкивание (возможно загорится другой огонек). Это сообразив, что системной дискеты Вы ему не предложили, ПК обратился к своему жесткому диску. Если Вы работаете на компьютере типа IBM PC, то в 99% случаев в результате на экране дисплея появится картинка, подобная той, что приведена на рис.3. 

  • (Не забывайте, что эта книга писалась в 1994 году)

Когда же Ваш ПК не оснащен встроенным жестким диском, а в дисководе стоит системная дискета, последний оживает (Вы это услышите, особенно если ПК отечественного производства) и, в зависимости от содержимого дискеты, на дисплее появится или то же самое (рис.3) или надпись вида:

A:\>

Это ПК сообщает, что он готов и приглашает Вас к диалогу.

Приглашение может иметь и другой вид, например

A> или 12:45 A:\> или A:\DOC>

или иное, но суть от этого не меняется - ПК готов к работе. Ну а, допустим, на ПК без винчестера Вы перепутали дискеты и поставили в дисковод не системную или не в тот дисковод или забыли открыть дисковод на ПК с винчестером. Тогда на дисплее появится сообщение:

 

Non-system disk or disk error
Replace and strike any key when ready

(Несистемный диск или ошибка на диске
Замените диск и нажмите любую клавишу когда будет готово)

Чтобы продолжить, надо либо заменить дискету либо открыть замок дисковода и нажать любую буквенно-цифровую клавишу на клавиатуре.

Теперь давайте выясним, что произошло и чего нам ожидать в дальнейшем.

Мы с Вами уже знаем, что в ПЗУ компьютера находятся некие программы, позволяющие ему ожить сразу после включения. Набор этих коротких и очень нужных программ, позволяющих процессору ПК также принимать информацию с клавиатуры и выводить ее на экран дисплея, носит название базовой системы ввода-вывода или BIOS (по первым буквам английского выражения).

Так вот, раньше всех начинает работать BIOS. Записанные в нем программы позволяют решить проблему, суть которой в том, что ПК может начать работу только после введения в ОП программы, а сам процесс введения (загрузки) программы уже требует работы компьютера.

Сначала с помощью BIOS проводится тестирование внутренних систем ПК (мелькание надписей и цифр на экране дисплея), затем, при успешном завершении теста, процессор обращается к диску (загорается огонек на дисководе и (или) включается жесткий диск) и считывает сектор системного диска, в котором расположена программа начальной загрузки, которая уже и загружает основную часть операционной системы. Для такого хитрого процесса даже есть специальное английское название "bootstrap", то есть система как бы сама себя поднимает за шнурки ботинок.

Программа начальной загрузки всегда располагается в первом секторе нулевой дорожки системной дискеты (или соответствующей стороны жесткого диска), поэтому разметка системных дискет несколько отличается от обычных и последние нельзя переделать в системные без стирания записанной информации.

Операционная Система, о которой мы уже так много говорим, по своей сути представляет комплекс управляющих и обслуживающих программ, которые максимально облегчают работу с ПК за счет автоматизации управления вычислительными процессами и другими ресурсами компьютера. Другими словами, ОС позволяет не задумываться как найти ту или иную программу на диске, в какой ячейке памяти поместить результат сложения двух чисел и где запомнить ее адрес, чтобы не потерять результат и т.д. То есть ОС играет ту же роль, что и спинной мозг у человека. Ведь Вы не отдаете последовательно команды каждой отдельной мышце, когда хотите поднять, допустим, руку или повернуть голову? Вы просто поднимаете и поворачиваете. Так и в ПК Вы отдаете на языке понятном для операционной системы определенную команду, а операционная система, уяснив конечную цель, делает за Вас всю "черную" работу.

В настоящее время большая часть IBM - совместимых персональных компьютеров работает под управлением операционной системы MS DOS (MicroSoft Disk Operation System), разработанной фирмой "Microsoft". Другие виды операционных систем или имеют узкоспециальное назначение или распространены еще очень мало, поэтому мы их касаться не будем.

Если у Вас на экране дисплея после окончания загрузки (Вы уже поняли, что это значит) появилось нечто подобное рис.3, то кроме MS DOS в Ваш ПК загрузилась так называемая программа-оболочка Norton Commander. О ней мы с Вами поговорим несколько позднее, а пока обратим свое внимание на клавиатуру основное наше средство общения с ПК.

Рис.3. Вид экрана дисплея с программой-оболочкой
(на данном рисунке показана оболочка Volkov Commander - ну нет у меня сейчас Norton'а!)

Наверх


1.4. Знакомство с клавиатурой. Назначение отдельных клавиш

У компьютеров производства фирмы IBM встречаются два типа клавиатуры - с 83 или 101 клавишами. ПК клона IBM PC, отечественные ПК и портативные компьютеры класса "NoteBook", которые тоже совместимы с IBM PC, могут иметь и другое число клавиш, но за редким исключением все основные клавиши имеют идентичные названия и функции. Основное отличие заключается в дублировании и расположении некоторых из них.

Поэтому начнем изучение с варианта со 101-ой клавишей, из которой, убрав лишнее, можно получить и любой другой. Обратите свое внимание на рис.4. Здесь изображена клавиатура со 101-й клавишей. Если на Вашем ПК точно такая же - то все в порядке. Если нет, то все равно ничего не пропускайте, поскольку к Вашему варианту мы перейдем, основываясь на описанном.

В верхнем левом углу в одиночестве обитает клавиша, на которой написано "Esc" (от англ. escape -выход). По соглашению между разработчиками программного обеспечения (оно обычно соблюдается) при нажатии на эту клавишу Вы можете выйти из программы или из процедуры или отменить только что набранную команду.

Как Вы уже заметили, клавиатура как бы делится на пять разновеликие групп клавиш.

Слева располагается самая большая группа алфавитно-цифровых клавиш. Справа - малая цифровая клавиатура, на которой ряд клавиш может быть использован и в качестве управляющих. А между ними, разделенная одним пустым рядом, размещается дополнительная клавиатура из двух групп клавиш, управляющих выводом информации на экран дисплея и положением курсора (мигающей метки, похожей на символ подчеркивания). Сверху над алфавитно-цифровой группой протянулся ряд из двенадцати функциональных клавиш.

Рассмотрит теперь каждую группу клавиш в отдельности.

Те из Вас, кто собирается работать на отечественном ПК, загляните в Приложение 1, где указаны соответствия аналогичных по функциям клавиш для разных ПК.

Наверх


1.4.1. Алфавитно-цифровая группа клавиш

Средняя часть алфавитно-цифровая группа аналогична клавиатуре стандартной пишущей машинки, но возможности здесь шире. Эти клавиши позволяют вводить буквы латинского и русского алфавита, цифры, знаки препинания и ряд специальных символов

#()-/":,.>?%!;*~'&@^{}\<>|[]`

В левой и правой части рассматриваемой группы находятся также клавиши, которых на пишущей машинке нет. Остановимся на них поподробнее.

Клавиши левого крыла алфавитно-цифровой группы несут следующие функции:

  • Shift (левая) - временно (пока нажата) переключает регистр любой алфавитно-цифровой клавиши (со строчных букв на прописные и обратно) или малой цифровой клавиатуры (с цифр на режим управляющих клавиш и обратно);

  • CapsLock - тоже переключает регистры, но только у алфавитно-цифровых клавиш, причем держать нажатой ее не надо; если она включена, то на табло в правом верхнем углу клавиатуры под именем клавиши горит огонек;

  • Ctrl (Control)- нажатая вместе с любой другой клавишей изменяет ее функции (наиболее распространенные комбинации мы рассмотрим позднее);

  • Alt - как и Ctrl, но по другому, изменяет функции других клавиш;

  • Tab - сдвигает курсор на экране дисплея на восемь позиций вправо (при нажатии вместе с

  • Shift - (левая), в ряде программ имеет другие, специально оговариваемые, функции.

  • Правое крыло алфавитно-цифровой группы:

  • BackSpace - стирает на экране дисплея символ слева от курсора и передвигает курсор и правую часть строки на позицию влево (может обозначаться стрелкой влево);

  • Shift (правая)- те же функции, что и у левой Shift, но в некоторых случаях (они будут специально оговариваются в используемых Вами программах) применяется для других целей, то есть в общем случае ПК эти клавиши различает;

  • Alt и Ctrl - дублируют такие же левые клавиши;

  • Enter - ввод команды (возврат каретки); нажатием на нее должна завершаться любая Ваша команда операционной системе; служит сигналом для ОС о завершении ввода и приказом начать обработку введенной команды (эта клавиша тоже может быть обозначена иначе, например, "CR").

На клавиатурах ПК, изготовленных разными фирмами, может быть несколько иное расположение указанных клавиш. Например, Ctrl и Alt может быть по одной или клавиша CapsLock помещена в правой зоне основной группы клавиш. Может даже быть отдельная клавиша Rus/Lat для переключения алфавита (причем не только на отечественных ПК) или клавиша Shift2 для третьего регистра верхнего ряда. Но названия клавиш и закрепленные за ними функции на всех компьютерах клона IBM PC идентичны.

Длинная клавиша внизу рассматриваемой группы как и на пишущей машинке называется "Пробел" и имеет точно такие же функции.

Наверх


1.4.2. Малая цифровая и дополнительная клавиатуры

Правая группа клавиш (малая цифровая клавиатура) может работать в двух режимах.

Если левая верхняя клавиша этой группы, она носит название "NumLock", нажата (об этом свидетельствует горящий над ней огонек), то это цифровой режим. То есть Вы можете с этой клавиатуры вводить цифровую информацию. Для удобства справа находится и дубль клавиши Enter. Клавиши "/", "*", "+" и "-" тоже дублируют аналогичные из алфавитно-цифровой клавиатуры.

Однако, в общем случае, ПК отличает именно эти клавиши

"+" и "-" от таких же алфавитно-цифровых. Они даже получили свои названия - "серый плюс" и "серый минус". Поэтому в ряде программ им отводится специальная роль (она всегда оговаривается).

Если же режим NumLock выключен (огонек погас), функции цифровых клавиш меняются. В некоторых программах информация о состоянии клавиши NumLock (вкл./выкл.) выводится на экран дисплея.

Теперь с помощью этих клавиш можно управлять перемещением курсора на экране дисплея, причем клавиши "4" и "6" сдвигают курсор соответственно налево и направо, а клавиши "8" и "2"вверх и вниз. В литературе часто используются их оригинальные английские названия: CursorLeft, CursorRight, CursorUp и CursorDown или сокращенный вариант - CursLeft, CursRight, CursUp, CursDn.

Чтобы Вам было удобно работать с ПК внизу дополнительной клавиатуры эти четыре клавиши продублированы. Здесь их функция неизменна при любом положении любых переключающих клавиш. Обозначения на них тоже не позволяют двойного толкования (стрелки, указывающие направление перемещения курсора).

В этом же режиме (когда огонек возле NumLock не горит) остальные цифровые клавиши малой клавиатуры также имеют другие функции:

  • клавиша "7", в этом режиме получившая название "Home" (домой), перемещает курсор на экране дисплея в первую позицию текущей строки,то есть строки, в которой находится курсор;

  • клавиша "1" - "End" (конец), помещает курсор в конец текущей строки;

  • клавиша "9" - "PgUp" (от англ. page up -страница вверх) возвращает изображение на экране на 25 строк назад;

  • клавиша "3" - "PgDn"(от англ. page down -страница вниз) сдвигает изображение на экране на 25 строк вперед;

  • клавиша "." - теперь называется "Del" (от англ. delete-удалять); при ее нажатии символ в позиции курсора на экране дисплея исчезает, сам курсор остается на месте, а правая часть строки сдвигается на одну позицию влево, то есть эта клавиша аналогична BackSpace, но без сдвига курсора;

  • клавиша "0" - "Ins" (от англ. insert -вставлять) теперь сама является переключателем; если она нажата, об этом свидетельствует надпись на экране дисплея (большинство программ это делает), то вводимый с клавиатуры символ появляется в позиции курсора, а правая часть строки и сам курсор сдвигаются на одну позицию вправо; если режим вставки выключен (огонек не горит, сообщение на экране меняется), введенный символ замещает тот, на который указывает курсор, сам курсор сдвигается на одну позицию вправо, а правая часть строки неподвижна.

  • Нажатие и удерживание любой клавиши Shift переводит малую цифровую клавиатуру в режим, противоположный тому, который в данный момент установлен клавишей NumLock.

Последние шесть клавиш с управляющими функциями также имеют своих двойников в верхней части дополнительной клавиатуры. Здесь они называются Home, End, PageUp, PageDn, Delete и Insert, а их функции также как и у клавиш управления курсором не зависят ни от каких переключающих клавиш.

  • При загрузке компьютера режимы NumLock и CapsLock устанавливаются в положение "Выкл" (огоньки на табло не горят).

Если Ваш ПК завис, теперь Вам понятен этот термин, то оживить его можно не только с помощью кнопки "Reset" на системном блоке (она реализует так называемый холодный рестарт, когда прерывается подача напряжения питания на процессор),но и более щадящим образом - одновременным нажатием клавиш

Ctrl-Alt-Del

Этот способ перезагрузки называется горячим. Процессор не обесточивается, в ОП остается часть загрузочная программы и процесс перезагрузки проходит быстрее (без тестирования).

Запомните эту полезную комбинацию клавиш.

Если Вы внимательно отнеслись к изучению клавиатуры, поверьте - жалеть времени и сил здесь не надо, то обнаружили, что особняком, вверху дополнительной клавиатуры, расположены еще три клавиши, на которых написано:

Print Screen/Sys Req, Scroll Lock и Pause/Break.

Из них мы сейчас рассмотрим только две последних. Объяснение работы клавиши Print Screen/Sys Rq Вы найдете в Приложении 2, так как для этого требуются более глубокие знания о ПК, чем те, которые имеются у Вас на данный момент.

Наверх


1.4.3. Клавиши Scroll Lock и Pause/Break

Для клавиши Scroll Lock, как и для некоторых других, имеется соглашение, которое должно выполняться всеми программами. При нажатии на нее должно происходить переключение режима вывода информации на экран дисплея, при котором нажатие на клавиши перемещения курсора (стрелки внизу дополнительной клавиатуры) сдвигает сам экран, а не курсор. Однако, даже программное обеспечение самой фирмы IBM не всегда следует этому соглашению.

Эта клавиша часто используется для переключения алфавитной клавиатуры с латинского алфавита на национальный и наоборот. О состоянии режима Scroll Lock, то есть включена или выключен клавиша, сигнализирует огонек в соответствующем месте табло над малой цифровой клавиатурой.

Клавишей "Break" (прерывать) разработчики ПК предоставили нам очень удобную возможность.

Если Вы нажмете комбинацию Ctrl-Break, то есть нажмете клавишу Ctrl и не отпуская ее - клавишу Break, то практически любая программа прекратит свою работу и Ваш ПК вернется в исходное состояние, когда он готов опять принимать Ваши команды. В таком случае говорят, что ПК вышел в DOS.

Аналогом этой комбинации является другая:

Ctrl-С

Запомните эти комбинации. Они Вам не раз пригодятся в работе:

Ctrl-Break и Ctrl-C

Если Вам надо будет остановить вывод информации на экран, нажмите клавишу Pause. Вывод будет продолжен при нажатии на любую алфавитно-цифровую клавишу или Enter.

Аналогичным действием обладает комбинация

Ctrl-S

Наверх


1.4.4. Функциональные клавиши

Сверху над алфавитно-цифровой группой клавиатуры протянулся ряд из двенадцати клавиш, которые обозначены от F1 до F12. Это функциональные клавиши. От всех других они отличаются тем, что не имеют раз и навсегда закрепленных за собой функций.

В зависимости от потребностей той или иной программы этим клавишам присваиваются те или иные функции. Они могут играть роль переключателей внутри программы. Им можно передать функции любой другой клавиши, даже группы последовательно нажимаемых клавиш. Словом, это уже зависит он фантазии программиста.

Единственное, что можно здесь сказать - это то, что по не гласному соглашению, клавиша F1, обычно, используется для вызова подсказки или помощи (help -по англ.).

В операционной системе MS DOS часть этих клавиш тоже имеет свои функции, которые автоматически возвращаются им при возвращении в DOS.

Наверх


1.4.5. Уменьшенная клавиатура компьютеров типа IBM PC

Взгляните на рис.5. На этой клавиатуре всего три группы клавиш да и самих клавиш гораздо меньше. Тем не менее и это клавиатура ПК клона IBM PC. Давайте мысленно сделаем некоторые изменения в изученной нами 101-но клавишной клавиатуре и посмотрим, что из этого получится.

  • Во-первых, уберем две последние функциональные клавиши F11 и F12, а остальные десять сгруппируем по парам и разместим слева в два столбика.

  • Во-вторых, полностью ликвидируем дополнительную клавиатуру.

  • В-третьих, из малой цифровой клавиатуры изымем дубли клавиш Enter, "/" и "*".

Ну как, впечатляет? Ведь, не смотря на то, что мы убрали такое количество клавиш, фактически, потеряны только три из всех 101-ой. Это F11, F12 и Sys Req. А поскольку они нужны только на компьютерах типа IBM PC/AT, и, принципиально ничего не меняют, то такая клавиатура функционально практически не отличается от ранее рассмотренной, разве что удобством работы. Такими клавиатурами оснащаются компьютеры класса IBM PC и IBM PC/XT, точнее, оснащались. Ими же и похожими на них укомплектованы ПК отечественного производства.

Краткая сводка наиболее часто употребляемых комбинаций клавиш приведена в Таблице 1.

Ну вот мы с Вами и подошли к концу того начала, без которого дальше двигаться просто было нельзя.

Теперь Вы уже немного овладели языком, на котором говорят с ПК, и пора приступать к применению полученных знаний на практике.

 

ТАБЛИЦА1. Часто употребляемые управляющие 
комбинации клавиш

Ctrl-C или Ctrl-Break

Прекращение выполнения программы или команды DOS.

Ctrl-S или Pause Остановка вывода информации на экран дисплея; нажатие любой клавиши возобновляет вывод.
Ctrl-Alt-Del Перезагрузка DOS (горячая).

Назад к общему оглавлению | Наверх

Hosted by uCoz